Актуальная История
Научно-публицистический журнал

До XIX века

XIX век

XX, XXI века

Прочее

Счётчики и награды

Valid XHTML 1.0 Strict Правильный CSS! Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru ART БлагоДарю

Вильнюсский университет опубликовал «гуманистический» юбилейный конверт, оправдывающий Каунасскую бойню 27 июня 1941 года

Вильнюсский университет опубликовал юбилейный конверт антисемитского содержания, созданный литовским художником Антанасом Шакалисом. Конверт посвящен каунасским событиям событиям 23–27 июня 1941 года и оправдывает массовое уничтожение евреев, совершенное литовскими националистами еще до установления немецкой оккупационной власти, сообщает Defending history.com. В сопроводительном письме, которое Вильнюсский университет распространил вместе с конвертом, говорится, что при подготовке публикации авторы «лелеяли демократические и гуманистические традиции».

Напомним, что Литва оказалась под немецкой оккупацией уже в первые дни Великой отечественной войны и 23 июня советские правительственные органы были вынуждены покинуть Каунас. Тогда же, 23 июня Фронт литовских активистов начал мятеж против советского правительства и, одновременно, этнические чистки. С 25 по 29 июня литовские националисты во главе с Альгирдасом Климайтисом устроили в Каунасе массовую бойню евреев, во время которой погибло около 4 000 человек. Массовое убийство людей произошло на территории гаражного довоенного кооператива «Летукис». Это убийство стало началом к массовому уничтожению евреев в Литве. 4 и 6 июля тысячи евреев были убиты в девятом форте Каунасской крепости. Под Вильнюсом начались массовые расстрелы в Понарах. 29 октября произошло ещё одно крупное массовое убийство в Каунасе — в девятом форте было расстреляно 9200 евреев, в том числе 2007 мужчин, 2920 женщин и 4273 ребёнка. Людей расстреливали, избивали палками до смерти, вставляли шланги в рот разрывали внутренние органы напором воды, подвергали другим издевательствам и изощренным пыткам.

Однако, в памятном тексте на конверте, который Вильнюсский университет преподносит как продукт «демократии и гуманизма», события резни 27 июня 1941 года предстают в совершенно ином свете. По мнению господина Шакалиса, «23 июня 1941 восстание началось в Каунасе. Оно стремилось возвратить независимость Литвы. Патриоты в других городах также восстали. Последние агенты НКВД бежали из Каунаса (большинство было евреями и русскими). Они поторопились назад в свой гараж (прежний гараж Lietukis), где механика ремонтировала автомобили и потребовали, чтобы их везли в Россию. Часть механиков сбежала и попросила людей, защитить их от коммунистов, которые пришли в бешенство. Теперь много говорят о погромах, которые начались, и которые ранее никогда не происходил в Литве, но нет никакого объяснения на кто наиболее виновен в геноциде и истреблению людей Терпимость и гуманизм наших людей замечательны в том, что в конце концов, десятки тысяч наших людей спасали евреев во время немецкой оккупации. И что еврей, который служил в НКВД, спас нас от ада Гулага? В конце концов, евреи часто можно было встретить на высшем уровне властей НКВД!»

Напомним, что господин Шакалис и ранее неоднократно пользовался атисемитской и даже неонацистской риторикой.

В 2008 году он распространил конверты с антипольскими надписями, обвиняя правительство предвоенной Польши «в геноциде литовского народа», юбилейные конверты с его иллюстрациями и подписями вызвали возмущение в Польше, а 27 сентября т.г., под давлением международного сообщества, Вильнюсский университет был вынужден перенести на неопределенный срок выставку юбилейных конвертов Антанаса Шакалиса, поскольку все они имели антисемитское содержание.

Так на одном из конвертов изображён израильский историк, директор Музея катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» Ицхак Арад. Подпись под ним гласит «Эксперт «с кровавыми руками», а ниже значится, что он служил в НКВД и уничтожал «лесных братьев», боровшихся за свободу Литвы от «советской оккупации».

Интересен конверт с изображением Александра Лилейко, участника массового уничтожения евреев в Литве и пособника нацистов, сопровождающийся подписью о том, что вклад этого человека в становление государственности Литвы недооценён, и он является «великим сыном» Литвы.

На одном из других конвертов был изображён раввин с подписью «Будем жить как братья, а рассчитываться – как жиды». В пояснении к экспонату было написано, что именно евреи уклоняются от налогов.

Директор Института мониторинга прав человека Хенрикас Мицкявичюс так прокомментировал выставку: «Там нет никакого искусства, никакой ценности. Это безвкусно и с точки зрения содержания, и с точки зрения эстетики. Очевидно, что пользуются примитивными стереотипами; это отталкивает, вне всякого сомнения. Точно не буду скромничать и скажу, что это результат воображения какого-то маразматика или умственно иссякшего человека и только», он так же был удивлен тем, что Вильнюсский университет намеревался открыть такую выставку.

Распространение подобной печатной продукции ведущим университетом страны, входящей в Европейский союз, представляется в высшей степени странным, хотя и укладывается в проводимую литовскими властями политику замалчивания преступлений, совершенных литовскими националистами в годы Великой отечественной войны и послевоенный период.

Источник: http://historyfoundation.ru/news_item.php?id=2663


info@actualhistory.ru Все права защищены / Copyright 2008—2012 Редакция и авторы