Актуальная История
Научно-публицистический журнал

До XIX века

XIX век

XX, XXI века

Прочее

Счётчики и награды

Valid XHTML 1.0 Strict Правильный CSS! Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru ART БлагоДарю

Прибалтийская угроза памяти о Холокосте

12 июля руководитель Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф  опубликовал в газете Jerusalem Post статью, в кторой осудил уравнивание жертв нацизма и коммунизма. В связи с важностью этой публикации фонд «Историческая память» публикует полный перевод статьи на русский язык.

СОВМЕЩЕННЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ НАЦИЗМА И КОММУНИЗМА?

12 июля 2009
Эфраим Зурофф, THE JERUSALEM POST

Как бы ни было сложно в это поверить, вполне возможно, что через несколько лет в Европе больше не будет отдельного дня памяти жертв Холокоста. Вместо этого Европейцы отметят в календаре 23 августа как День памяти жертв нацизма и коммунизма. Именно в этот день в 1939 году был подписан пакт Молотова-Риббентропа — договор о ненападении между нацистской Германией и Советским Союзом, который и открыл путь к нападению на Польшу обеих стран.

Принимая во внимание повышенный интерес к Холокосту в последние десять лет, такое предположение может показаться не вполне правдоподобным. Однако кампания по приравниванию нацизма и коммунизма уже набирает устрашающие обороты в Литве, Латвии и Эстонии, а также при поддержке и других стран посткоммунистического пространства. И это новшество, возможно, станет лишь одним из многих противоречивых изменений в отношении европейцев к уничтожению еврейской общины на континенте.

Наибольшую обеспокоенность вызывает, однако, другое: практически полная неосведомленность и апатия Израиля и еврейского сообщества в ответ на эту кампанию, несмотря на то, что она проводится в течение последнего десятилетия, а в последнее время появились и весьма тревожные результаты. Например, на прошлой неделе Парламентская Ассамблея ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) на заседании в Вильнюсе (Литва) приняла резолюцию об установлении 23 августа Дня памяти жертв коммунизма и нацизма, причем «против» проголосовали лишь Россия и несколько европейских коммунистов.

Правда заключается в том, что уже с момента восстановления независимости Прибалтики мы были обречены на нечто подобное. Начиная с 1991 года, на встречах с руководством прибалтийских государств мы требовали признать, что балтийцы активно взаимодействовали с нацистами и участвовали в совершаемых ими преступлениях, требовали наказать местных нацистов — военных преступников, и переписать учебники истории, отражая все вышеперечисленное. Однако в ответ наши собеседники каждый раз смещали акцент дискуссии на свои потери во время оккупации и роль евреев-коммунистов в советских преступлениях.

Поэтому совершенно неудивительно, что когда правительства прибалтийских стран приняли решение создать комиссии по расследованию преступлений против Прибалтики в годы оккупации, они наставили, несмотря на протесты со стороны Центра Визенталя и других организаций, на совмещении расследований местных преступлений Холокоста и преступлений коммунизма.

Из этой же серии и регулярно повторяемое балтийскими лидерами, хотя и исторически неверное, утверждение о геноцидном характере преступлений коммунизма. Я никогда не забуду встречу с Витаутасом Ландсбергисом в Вильнюсе в начале девяностых – в то время он был главой государства – когда в ответ на подаренную мной книгу об исследованиях холокоста он преподнес другую книгу — о массовом выселении литовцев в Сибирь, говоря об этом явлении как о «нашем холокосте».

Плюс ко всему полный провал Прибалтики в попытках наказать пособников нацистов за их преступления во время войны, попытки переложить вину за убийства исключительно на немцев и австрийцев, основание музеев Холокоста или оккупации, где местные преступления Холокоста и сотрудничество с нацистами полностью проигнорированы. Картина становится ясной.

Около двух лет назад, ободренные провалом Евросоюза, США, Израиля и Еврейского мирового сообщества в попытках привлечь Прибалтику к ответственности за многочисленные ошибки в вопросах Холокоста (преследования, реституция, документация и т. д.), эти правительства активизировали проведение кампании по созданию официально признаваемой симметрии коммунизма и нацизма.

Первый значительный успех пришел 3 июня 2008 года – по итогам конференции «Европейское сознание и коммунизм» Вацлев Гавел и другие члены Европейского парламента подписали Пражскую декларацию. В этом документе прописано требование установить 23 августа официальным днем памяти жертв нацизма и коммунизма, «подобно тому, как Европа чтит память жертв холокоста 27 января», а также основать «Институт европейской памяти и сознания», который являлся бы музеем, исследовательским и образовательным центром в области вышеназванных преступлений. Представленное для этих решений обоснование говорит о «значительных сходствах между нацизмом и коммунизмом» и предостерегает, что «Европа не сможет объединиться, не объединив свою историю [и] не признав нацизм и коммунизм общим наследием».

Можно посочувствовать жертвам коммунизма и понять желание официально признать их таковыми. Между тем, приведенное выше заявление далеко не так невинно – здесь явно прослеживается попытка изменить толкование Холокоста как уникальной исторической трагедии и представить его явлением относительным, отвлечь внимание от широкомасштабного коллаборационизма, сотрудничества прибалтов с нацистами, а также полнейший крах всех правительств со времен восстановления независимости в поисках адекватных решений вопросов по этой теме.

23 сентября 2008 года более четырехсот членов Европейского парламента подписали декларацию в поддержку объявления 23 августа «Днем памяти жертв сталинизма и нацизма», а 2 апреля 2009 года декларация, подобная Пражской, была принята Европарламентом по результатам голосования 533–44, с 33 воздержавшимися. Однако месяц назад, когда я задал вопрос членам Израильского глобального форума по антисемитизму, слышал ли кто-нибудь из них о Пражской Декларации, ни один не дал положительного ответа.

Становится ясно, что пришло время обратить более пристальное внимание на эту опасную кампанию, которая проводится в основном силами Литвы, Латвии и Эстонии, направленную на снятие с себя вины за преступления Холокоста и лишение уникальности исторического явления геноцида евреев в период Второй мировой войны. Иначе нам вскоре придется столкнуться с отрицанием многочисленных важнейших достижений последнего десятилетия в области просвещения и почитания памяти жертв Холокоста, а также вступить в тяжелый бой с новой искаженной историей Второй мировой войны.

Полный текст статьи на английском языке можно найти по ссылке: http://www.jpost.com /servlet/Satellite?cid=1246443787714&pagename=JPArticle%2FShowFull

Источник: http://historyfoundation.ru/news_item.php?id=510


info@actualhistory.ru Все права защищены / Copyright 2008—2012 Редакция и авторы