Актуальная История
Научно-публицистический журнал

До XIX века

XIX век

XX, XXI века

Прочее

Счётчики и награды

Valid XHTML 1.0 Strict Правильный CSS! Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru ART БлагоДарю

Российская Православная Церковь отказалась от антисоветизма

30–31 января в Москве прошло заседание Архиерейского собора Русской Православной Церкви Московского патриархата. Одна из ключевых дискуссий качалась вопроса о почитании 'новомучеников' — т. е. лиц, подвергавшихся политическим репрессиям или иным формам насилия за исповедание ими православия в XX-начале XXI века.

Острота дискуссий была связана прежде всего с тем, что вопрос о новомучениках носит безусловно политических характер и определяет многие пункты в текущей социально-политической доктрине РПЦ, в частности — вопрос об отношении Церкви к советскому периоду в истории России. Этот же вопрос служил для антисоветски настроенной части клира поводам к многочисленным спекуляциям с цифрами и фактами.

Так, скажем, к числу новомучеников был причислен священник Владимирской церкви на ст. Всполье о. Александр Смирнов, якобы расстреляный красными в ходе восстания в Ярославле за то, что вел пулементный огонь с колокольни храма. Отец Смирнов в итоге был  прославлен как новомученик и внесен в святцы. Тщательное историческое разбирательство и работа с архивными документами, тем не менее, выявили что Александр Смирнов  мирно умер в своей постели еще в 1915 г и никак не мог ни вести огонь с колокольни, ни даже при этом присутствовать.

Без спекуляций не обошлось и в вопросах о численности пострадавших за веру.  Церковь объявила цифру в 600 000, несмотря на то что исследования в архивах на сегодня дают не более 30 тыс. имен. На каком основании был использован модификатор «х20» — непонятно. Из этих 30 000 высшей мере наказания (расстрелу) было подвергнуто не более 2 000 человек, в то время как остальные являются осужденными к различным срокам заключения, ссыльными, погибшими от бандитизма в ходе Гражданской войны и т. д.

Обсуждавшееся на Архиерейском соборе  постановление «О мерах по схранению памяти новомучеников» было составлено комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества в 2010 году, в декабре того же года этот проект был рассмотрен и принят в первом чтении президиумом присутствия и направлен для ознакомления в епархии, а также опубликован в  Интернете. Документ вызвал острые дискуссии как в  православном соообществе, так и за его пределами. 25–27 января 2011 года проект был пересмотрен редакционной комиссией под председательством Патриарха московского и всея Руси Кирилла с учетом поступивших на момент начала работы комиссии замечаний и предложений. Таблицу, содержащую сравнительный список внесенных правок можно увидеть на сайте Собора.

Важнейшим результатом работы Редакционной комиссии под председательством патриарха можно считать изъятие из первоначального проекта определений в которых советская власть характеризовалась как «богоборческая», так например:

Вместо -

Русская Православная Церковь считает необходимым неустанно напоминать, что богоборчество, наравне с идеей социальной ненависти, являлось движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, гражданской войны и в последующий период существования советского государства.

В итоговом варианте Постановления содержится -

Русская Православная Церковь считает своим долгом неустанно напоминать, что богоборчество и ненависть, в том числе социальная, являлись движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, гражданской войны и всего трагического ХХ века в разных странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата.

Помимо этого, многие формулировки и определения в Постановлении  подверглись изменению и уточнению. В частности сам заголовок Постановления уже предполагает что Церковь отныне считает новомучениками не «всех пострадавших», а «всех невинно пострадавших». в самом тексте это определение было уточнено — Церковь теперь различает невинных жертв репрессий и виновных, и полагает считать новомучениками только первых. Это определение в частности ставит заслон на пути попыток канонизации некоторых лиц из числа священников и мирян, подвергнутых репрессиям за сотрудничество с нацистской Германией и ее оккупационной администрацией в ходе Великой Отечественной Войны.

Изменения, внесенные в текст постановления о почитании новомучеников по инициативе  Святейшего Патриарха  свидетельствует о том что руководство Русской Православной Церкви стоит на пути ведущем к преодалению раскола, существующего в православной и светской части российского общества по вопросам об отношении к истории СССР.

(нас упоминают)


info@actualhistory.ru Все права защищены / Copyright 2008—2012 Редакция и авторы