Визель, Михаил Яковлевич

Материал из in.wiki
Перейти к навигации Перейти к поиску
Михаил Визель — крайний справа (фото 2017 г.)

Ви́зель, Михаи́л Я́ковлевич — журналист, писатель и литературный критик, автор книги «Создатель», посвящённой Антону Носику и истории Рунета. Переводчик с итальянского и других языков. Главный редактор портала «Год литературы» (проект «Российской газеты»). Аккаунт в ЖЖ Профиль пользователя vieselviesel (по состоянию на 2024 г. активен).

Места работы[править | править код]

Лента.ру, Российская газета и многое другое. К Носику пришёл в 1999 году по объявлению о найме в Ленту.ру, которое Носик послал в ЕЖЕ-лист (в ЕЖЕ-листе сам не был, друзья передали).

Книга «Создатель»[править | править код]

Написал биографическую книгу о Носике после его смерти в связи с тем, что обещал это ему при жизни. Книга наполовину получилась про историю Рунета, так биография Носика тесно с ней связана. Краткое изложение книги в части биографии Антона Носика (под титулом «отец Рунета») см. в статье Антон Носик.

Утверждает, что при наличии спонсора может написать аналогичную книгу про Глеба Павло́вского.

Художественные образы Михаила Визеля[править | править код]

Как хороший писатель и выпускник Литературного института имени Горького (на Тверском бульваре), Визель часто передаёт через художественные образы важные вехи развития Рунета. Приведём примеры таких образов в его книге «Создатель».

  • Аллюзия на Станислава Лема (с. 118): "То, что прославило Антона Носика, началось во второй половине девяностых. Но родилось — одновременно с ним, в середине шестидесятых. В начале, как водится, было слово, и слово это было «Поехали!». Ошеломившие весь мир успехи советской ракетно-космической программы поставили перед «RAND Corporation», американским «мозговым центром» времён холодной войны, нетривиальную задачу: придумать, как сохранить управляемость страны, оказавшейся под ядерным ударом. То есть — как выстроить надёжную коммуникационную сеть, способную функционировать даже при потере или отключении значительной части оборудования. По сути, американским стратегам пришлось решать ту же задачу, что и героям Станислава Лема, изобретателям Трурлю и Клапауцию, когда они мастерили неуязвимого зверя для охотничьих забав короля Жестокуса. Те постановили: «...проще всего было бы создать чудовище, лишённое жизненно важных центров. Хоть рассеки его на части, они опять срастутся». Рассказ «Какую услугу оказали Трурль и Клапауций царю Жестокусу» был опубликован в 1965 году. Но годом раньше «RAND» пришла к такому же выводу: сеть должна быть децентрализована, автономна в своих частях и способна сама на ходу переконфигурироваться".
  • Крылья птиц и летучих мышей (с. 121): "В отличие от тампакса и «Макдоналдса», бесконечного дневного телемыла и вездесущей наружной рекламы, кредитных карточек, мужского и женского глянца, — Интернет не хлынул в Россию сразу после падения железного занавеса в виде готового коммерческого продукта, а нарастал постепенно, практически одновременно с США и существенно опережая европейские страны. Что и неудивительно: он же вырос из военных систем связи, а здесь у США и СССР в целом соблюдался паритет. Хотя, конечно, паритет этот был скорее гомологический — решение схожих задач достигалось совершенно разными способами, как крылья птиц и летучих мышей по-разному создают подъёмную силу — перьями или кожаными перепонками. Чем и объяснялось заметное отставание развития домашнего Интернета в России от бурного роста в научных центрах. И вообще «особый путь» русского Интернета."
  • Поисковики как рок-группы или корабли Петра I (с. 248): М. Я. Визель выводит смысловой «момент возникновения Рунета» от запуска поисковика «Рамблер» 8 октября 1996 года, в день 26-летия его создателя Дмитрия Крюкова. По словам автора, «именно поисковик превращает техническую „информационно-коммуникационную сеть «Интернет»“ в живой цивилизационный феномен». Западные поисковики, появившиеся до «Рамблера», не понимали кириллицу. «Появление полностью отечественного поисковика можно сравнить с появлением первой русскоязычной рок-группы. Или скорее — со спуском на воду Петром I первого русского многопалубного корабля» ... Здесь же Визель сравнивает ранние «Рамблер» и «Яндекс»: "истории «Яндекса» и «Рамблера» до какого-то момента развивались параллельно, как истории, скажем, «Beatles» и «Rolling Stones»".
  • «Средневековые писцы, впервые увидевшие печатный пресс» (с. 249): "Утверждение «поиск сделал Интернет Интернетом» кажется сейчас публицистическим преувеличением; но те, кто помнит свои ощущения от «юзанья Интернета» второй половины девяностых, согласятся: да, так оно и было. В подтверждение я вскрою очередную «капсулу времени». В октябрьском номере «Иностранной литературы» за 1999 год, в выросшей из реферата диссертации статье «Гипертексты по ту и эту стороны экрана» я писал — в порядке ликбеза для читателей толстого литературного журнала: «Приведу пример принципиально новых возможностей Сети. Однажды мой друг, переводчик фильмов, попросил меня найти, откуда именно взята английская цитата Шекспира, которой не нашлось в известном всем переводчикам Словаре цитат. Я ввёл в окошко поисковой системы AltaVista четыре слова и мгновенно получил ответ: эти слова встречаются вместе и в такой последовательности только в одном документе: комедии Шекспира “Мера за меру”, акт III, сцена 1. Причём пришёл этот ответ откуда-то из Австралии, где неведомый альтруист “набил” в компьютер полное собрание сочинений Шекспира». Сейчас это кажется самоочевидным — ну да, нагуглил цитату Шекспира; а что тут такого? Но в 1996–1999 годах, когда ещё не было слова «нагуглить (потому что поисковиком «по умолчанию» был не только-только открывшийся Google, а позабытая ныне AltaVista), люди, привыкшие любовно собирать толстенные справочники на все случаи жизни («Не экономьте на словарях!» — учил на переводческом семинаре Литинстута наш мастер Е. М. Солонович), чувствовали себя средневековыми писцами, впервые увидевшими печатный пресс. Никаких онлайн-магазинов, блогов и мессенджеров ещё не было. Но интернет-революция, «о необходимости которой всё время говорили большевики», уже свершилась. И казалась сродни революции гутенберговой. При этом, чего уж совсем нельзя было ждать от порождения капиталистического Запада, — она действительно оказывалась революцией коммунистической! Подумать только: кто-то на другом конца света просто так, из любви к человечеству, взял и набрал руками всего Шекспира! Вот он, новый мир — не из пыльных советских учебников «научного коммунизма», а из новёхоньких американских компьютеров! И дверьми в этот новый мир стал именно интернет-поиск."
  • Газовый гигант и наполеоновская армия (с. 266): "Вхождение самого Антона Носика в разреженную атмосферу газового гиганта по имени «Рамблер» произошло ранней весной 2001 года, в период острого стратегического кризиса, когда «Рамблер» напоминал наполеоновскую армию «двунадесяти языков» – несколько ярко выраженных и резко отгороженных команд, ведомых топ-менеджерами, бывшими программистами, которые никак не могли между собой договориться, как заносчивые наполеоновские маршалы, ставшие герцогами и королями, но оставшиеся, в сущности, простыми рубаками. И в этих условиях Хуако при молчаливом согласии Васильева принимает отчаянное решение – привлечь в качестве третейского судьи человека как бы со стороны, но при этом всё про всех знающего и не лезущего в карман за собственным мнением, то есть Антона Носика."

«Красной линией» через книгу проходят также и библейские образы.

Ссылки[править | править код]