Материалы:Владимир Бочков. СИГНАЛ БДИТЕЛЬНОСТИ И ГОТОВНОСТИ

Материал из in.wiki
Перейти к навигации Перейти к поиску
Avrora2.jpg

Прошлое и настоящее России дает повод для множества исторических анекдотов, один из наиболее известных – о мощи выстрела «Авроры», и тем более обидно, что в своей в целом сбалансированной и аргументированной статье «Зачем стреляла Аврора»?» («Санкт-Петербургские ведомости»  от 6 ноября 2004 г.), пытаясь очистить корабль истории от мифов и стереотипов, С.Н. Полторак, увы, создал его очередную версию.

В год столетия трагического для русского Флота Цусимского сражения, участником которого «Аврора» была, она заслуживает достоверного описания своей истории. За корабль уже вступалось из Праги даже «Радио Свобода» (!)[35.], поэтому попробую внести ясность, избегая политических оценок.

В статье прозвучало —  выстрел «Авроры» есть сигнал сверки времени революционной эскадры прозвучавший в 21.00 25 октября 1917 года. ("… Никто не ставил задачу революционным матросам подавать сигнал к штурму. Они попросту подали военный сигнал, который подавался регулярно, для того чтобы на всех кораблях была проведена сверка времени…. Сейчас такая практика существует в армиях и на флоте во всем мире. …Думаю, что можно с высокой степенью точности утверждать выстрел прогремел ровно в 21.00.…”) [6.]

Обратимся к теории и истории:[править | править код]

Точное знание времени в открытом море необходимо кораблям для достоверного определения места (особенно долготы). Немало сил было положено учеными, моряками, часовщиками мира для достижения необходимой точности и выработки безошибочных методик. Британский парламент предлагал даже щедрую премию за успешное решение этой проблемы. Для примера – на экваторе ошибка  во времени всего в 1 минуту приводит к неточности определения местоположения на поверхности Земли почти в 30 км. Обо всем этом было широко известно и в 1917 году (заглянем в Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и  И.А. Ефрона). Основным способом определения места вне видимости берега тогда был астрономический. [1.] [3.]

Корабли сверяют хронометры (в те годы с береговыми) непосредственно перед выходом в море, при благоприятной гидрометеорологической обстановке по астрономическим светилам и явлениям при точном знании долготы. Да и целесообразна сверка времени по подобному сигналу может быть лишь вдали от берегов в отдельном плавании эскадры кораблей при обнаружении большой ошибки в счислении места либо серьезной ошибке в показаниях хронометров на одном из кораблей. Думаю понятно, что к кораблям стоявшим на Неве это не относится. [1.] [3.] [7.]

В начале XX века в Петрограде уже существовала  «система единого времени»  — по предложению Д.И. Менделеева был проложен кабель от «нормальных», т. е. эталонных, часов Главной палаты мер и весов до Генерального штаба, под аркой которого и установлены часы, никогда не бегущие и не отстающие с надписью на циферблате: «Верное время». Надпись эту можно прочитать и сегодня — пройдите под аркой к Зимнему дворцу или к Невскому проспекту.

Ветераны у лафета 152-мм пушки М-10, стрелявшей с Петропавловской крепости вплоть до недавнего времени (в 2002 заменена на более современное орудие Д-30)

Как известно традиция полуденного выстрела для гражданских нужд в Санкт-Петербурге твердо установилась 6 февраля 1865 года. В этот день от здания Адмиралтейства ровно в полдень был произведен выстрел из сигнального орудия 60-фунтового калибра, при этом -пушка стреляла по сигналу, передаваемому по кабелю, непосредственно из Пулковской обсерватории. В 1872 году в связи с застройкой двора Адмиралтейства  домами Морское министерство предложило перенести сигнальное орудие в Петропавловскую крепость. 24 сентября 1873 года полуденный выстрел был впервые произведен с бастиона крепости. [45.]

Поставлялся с 1856 года Морским ведомством на все корабли Флота британский астрономический морской ежегодник «Nautical Almanac» (издаваемый с 1766 года) из  которого в 1907 года были изъяты таблицы лунных расстояний для определения долготы в открытом море (инструкция по их вычислению печатается до 1924 года).Лишь в  1930 году в нашей стране начали издавать собственный астрономический ежегодник. [3.]

Интересно отметить, что до1 января 1925 года  астрономические сутки начинались в полдень, а на систему времени основанную на меридиане Гринвича  в РСФСР перешли с 8 февраля 1919 года. [3.] И хотя новый стиль летоисчисления  введен Декретом СНК от 26.01.1918  г. в заголовках многих газет двойные даты уже в 1917 году.

Организуется производство морских часов (не хронометров — они заграничные) в Мастерской мореходных инструментов Главного Гидрографического управления. Русские мореходные инструменты отмечаются дипломами на международных выставках 1907  (Бордо) и 1912  (Санкт-Петербург) годов. [8.]

Телеграфный аппарат Юза

Если учесть, что скорость звука измерена Миланской академией наук еще в XVII веке, то понятно – точность сигнального выстрела из пушки, с уходом века парусов в середине XIX века, развитием часового дела  могла удовлетворять только контролю времени для повседневных гражданских нужд. Например,  9 января 1917 года  посредине Атлантического океана действия Германского вспомогательного крейсера (парусника!) «Зееадлер» при захвате парохода «Гледис Роил» (Gladys Royle) были первично восприняты как древний, дедовский обычай сверки хронометра выстрелом из мортирки, и ответили флагом. [24.] [42.]   Уже к  концу XIX века в портах мира  наиболее распространенной была система сигнализации времени сигнальными шарами с электроприводом. [1.]  Широко была развита и передача сигналов времени по телеграфу, особенно с появлением буквопечатающих аппаратов Юза (помните термин «юзограмма»?).

В 1912 — 1913 годах по инициативе Франции прошли 2 международные конференции по использованию радио для передачи сигналов точного времени (система ONOGO).Первым председателем международной комиссии был академик О.А. Баклунд  (1846-1916) – директор Пулковской обсерватории. В 1914 году первый эксперимент передачи сигналов времени  был проведен и в Петербурге (регулярная трансляция начата с 1 декабря 1920 г., хотя и не стала особо известна флоту). [1.] [3.] [34.] [41.]        

Еще с 1910 года радиостанции Германии, Англии и Франции уже вели передачу сигналов времени, с 1912 года они передавались по веньерному принципу, что позволяло определить ошибки часов с точностью до 0.01 сек., с 1913 года минимум 9 радиостанций мира передавали подобные сигналы. [1.]

Известнейшим документом 1720 года – «Книга Уставъ морской. О всемъ, что касается къ доброму управленiю въ бытности флота на моръ» были введены сигналы управления кораблями при совместном плавании. Да, для их подачи использовались как флаги, так и пушечные выстрелы, барабанный бой, корабельные колокола, мушкетные выстрелы. На основе опыта боевых действий флота в Средиземном море в 1797 году составляются «Полные сигналы, долженствующие производиться во флотах Его Императорского Величества». В 1814 году А.Н. Бутаковым   составляется  полный словарь семафорных сигналов. После фактического создания вице-адмиралом Г.И. Бутаковым  тактики действий паровых кораблей в 1868 году издается «Книга эволюционных сигналов» и «Свод военно-морских сигналов». Основу их составляли флажные сигналы.  Для ночной сигнализации, еще до создания азбуки Морзе, использовались вспышечные фонари. Откорректированный «Свод сигналов» 1890 г. справедливо критиковался вице-адмиралом С.О.Макаровым. С появлением на кораблях электричества получил известность сигнальный фонарь типа Ратьер. При затемнении кораблей для управления строями использовались клотиковые и кильватерные огни. Использовались и различные поднимаемые на фалах фигуры, щиты со знаками. К сигнализации и связи относились серьезно. За расшифровкой сигналов шпионили.[7. ] [8.]

Из гибели кораблей в Цусимском бою командованием российского флота был сделан вывод о том, что помимо флажных и световых сигналов прожектора, необходимо иметь и другой тип сигнализации, который бы не зависел от наличия или отсутствия надстроек и мачт. Это сигнальные ракеты. Пистолет Вери (по другой транскрипции Бэра) состоит на вооружении Флота до сих пор (более 100 лет!). Они в начале века ввозились из-за границы, были дороги, и поэтому было создано  много отечественных аналогов. Особую известность получила система капитана 2 ранга Жукова (1908 год), правда предназначалась она в основном для подачи боевых и эволюционных сигналов, на повседневные сигналы, к которым можно отнести и сигналы времени, по его мнению, было достаточно сигнализации флагами и фонарями. [8.] [28.] [47.]   Вопрос, не был ли  знаменитый красный огонь из Петропавловской крепости сигнальной ракетой? [26.]

Сигнальный пистолет системы Бэра (Вери)

Как видим, необходимость в столь архаичном способе сверки хронометров вполне современных, хорошо оснащенных военных кораблей (ну никак не походящих на «Золотую лань» Френсиса Дрейка, хоть и смутное время в стране), как пушечный выстрел, да еще посреди Петрограда в начале XX века  явно отсутствует, как и сейчас. Для нужд же контроля времени на самом корабле вахтой отбивались склянки.  

Тем более была бы удивительна подача такого регулярного сигнала довольно дорогим зарядом артиллерии главного калибра. После демонтажа с «Авроры» 37-мм пушек Гочкиса  в качестве сигнальных (существует и термин салютных) скорее всего использовались бы 76,2-мм зенитные пушки системы Лендера. [2.] [8.] От холостого залпа 152-мм орудия Петропавловской крепости и сейчас дрожат стекла по городу, а в Эрмитаже до разворота орудия в сторону Васильевского острова срабатывала сигнализация – много стекол бы на Английской набережной повылетало – для регулярного сигнала явно не то. Пример — 20 ноября 1992 года, когда полуденный выстрел был единственный раз произведен во дворе Нарышкина бастиона. [45.]  

Вернемся к «Авроре»[править | править код]

Корабль, под командой  лейтенанта Н. А. Эриксона, 22 октября 1917 г., после завершения ремонта на Франко-Русском заводе, был подготовлен к выходу в море для пробы машин (а не для увода из Петрограда в контрреволюционных целях, как преподносилось это большевиками) [5.]  и даже принял на борт часть боезапаса – на Балтике  война. [30.]  На борту есть вполне точные хронометры, как и на большинстве  кораблей того времени, британского производства (по важности и традиции весьма оберегаемые). У штурмана же «Nautical Almanac»  с Руководством к употреблению английского морского месяцеслова и, разумеется прочие мореходные инструменты.

Вахтенный начальник — мичман Л. А. Демин (1897-1973), в будущем контр-адмирал, доктор географических наук, подготовивший более 100 морских карт и лоций, 16 лет (с 1957 по 1973 г.) возглавлявший Ленинградское отделение Всесоюзного астрономо-геодезического общества – пока молод, но такой хронометры завести не забудет?! [27.] [44.]  

Немного неясна ситуация с орудийными прицелами – есть версия, что они были сняты и где-то в каюте заперты.Но, подумайте, стал ли бы кто-то тогда церемониться с запертой каютой. Комендоры крейсера не помнят этого. [25.]  [36.]  

Исправны и яркие прожектора системы Манжена, подобный сигнал мог быть подан и ими.

Несмотря на утверждения С.Н. Полторак, задачи на определенные действия при подготовке штурма Зимнего дворца  «Авроре» все же ставили. Это распоряжения Исполнительного Комитета Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов № 1219 от 24.10.17 г. о переводе корабля в Боевую Готовность и № 1253 от 24.10.17 г. о задаче восстановления движения на Николаевском мосту. Распоряжением же № 1125  Александр Викторович Белышев  был назначен комиссаром корабля, даже с указанием времени 12 ч. 20 мин. А телеграммой Центробалта от 24.10.17 г. «Аврора» была подчинена ВРК, этот документ 27.10.17 г. за № 5446 был зарегистрирован в Главном Морском штабе (принял ее дежурный офицер прапорщик Лесгафт). На давление орудий крейсера рассчитывали, даже проверки присылали. [19.] [25.] [26.] [28.] Большинство команды на стороне ВРК. [11.] [37.] [46.]

Aurora spusk.jpg

Проведя промеры незнакомого невского фарватера «Аврора» в 3 ч. 30 мин. 25.10.17 г. встала на якорь у Николаевского моста напротив особняка Румянцевых (Английская набережная, д.44) и выполнила распоряжение об обеспечении движения по мосту. [25.] [26.] [28.] [33.] [38.]  

К 19 часам в Неву вошли, завершив переход из Гельсинфорса (Хельсинки) с заходом в Кронштадт, боеспособные эскадренные миноносцы «Забияка» и «Самсон»,чуть ранее сторожевой корабль «Ястреб» и прочие корабли. [4.] [16.]

Было бы очень наивно полагать, что подобный переход был произведен кораблями без достоверного знания времени (и как следствие долготы) даже при наличии визуальных ориентиров, и они не корректировали его в оснащенном всем необходимым для этого порту острова Котлин, а предпочли “переспросить”, по версии С.Н. Полторак, у «Авроры». Минная война, широко ведшаяся на Балтике, знаете ли, штука опасная и идти надо строго проверенным фарватером, да и форты Кронштадта наготове.

Радиостанции (в т. ч.средневолновые тональные) крейсера и других кораблей также в полном порядке. Радиограммы перечисленных кораблей можно найти в ЦГА ВМФ, номера дел даже опубликованы в открытой печати. [4.] [8.]

Между кораблями, Петропавловской крепостью, в которой с орудиями и артиллеристами творится форменная неразбериха, с которой еле справляется Г.И.Благонравов (вызвав моряков-артиллеристов с полигона), и окруженным Зимним дворцом на катере (с «Авроры»?) мечется В.А. Антонов-Овсеенко.[26.] (об этом известно и по воспоминаниям  Л.Д. Троцкого [29.]). [32.]

Рассмотрим вторую часть предположения – выстрел «Авроры» прозвучал  ровно в 21.00. Наиболее часто называются еще 21.40, 21.45. Очевидцы событий (бывшие члены Временного правительства, авроровцы, депутаты) и репортеры разных по политическим пристрастиям петроградских газет тех лет,  время указывают довольно точно и оно не слишком разнится. [10.] [15.] [16.] [17.] [18.] [26.] [43.]  

Сравнивая и анализируя их воспоминания, газетные публикации (а это тема для отдельной и серьезнейшей статьи), архивные документы, можно  убедиться, что бывший комиссар «Авроры» А.В. Белышев называет 21.40 совершенно верно. Только вот началось все с взрыва гранаты во дворце, затем  орудийную стрельбу начали оборонявшие Зимний дворец войска. [16.] [43.]  

Залп «Авроры» потребовался, вот только имел он совершенно другое значение –“был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающих их к бдительности и готовности.” Это из текста письма команды крейсера «Аврора»  [13.] – прилагаю его к статье. Очень мне удивительно, что полностью его давно не публиковали. [12.] [39.] [40.] Что заставило написать команду это письмо становится ясно из других публикаций тех дней. А фамилия до сего дня   безвестного секретаря судкома крейсера – Мисс (он эстонец по национальности).[25.]

Понимаю, что так  выстрел «Авроры» исторически правильно и надо именовать.

И произведен выстрел был (комендором Е.П.Огневым с команды А.В. Белышева) по присланной на «Аврору» Антоновым-Овсеенко либо Благонравовым записке. Велся огонь и с миноносцев, стреляла даже сигнальная пушка Петропавловской крепости. Разрушения Зимнего дворца и зданий города были. [15.] [16.] [17.] [31.]      

Я понимаю, что при исследовании этого вопроса нельзя забывать, что авроровцы — непосредственные участники событий, при создании своих воспоминаний много лет находились под чудовищным прессом власти. Но чем глубже рассматриваешь происходившее, тем больше понимаешь, что они не лгали и не кривили душой, лакировка событий была (в т. ч. в кино), но не более. Им повезло – фактический ход событий почти совпали с их изложением в тексте «Краткого курса истории ВКП (б)». А уж если вчитаться –«громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил…начало новой эры…» — о сигнале к штурму ничего нет, это действительно появилось позднее. [9.] [20.] [21.] [23.]

Достоверно на вопрос о времени выстрела нам мог бы ответить вахтенный журнал крейсера, только он пропал….В 2000 году вдруг появились прежде не публиковавшиеся воспоминания матроса-большевика, члена Центробалта Н.А. Ховрина [22.][46.]  — "Отсутствие вахтенного журнала того времени на крейсере безусловно связано с не совсем честной игрой в героев, которым приписывается высокая честь быть в авангарде Великой Октябрьской революции”.[36.]

Однако сотрудники ЦВММ напоминают о бывшем начальнике музея Сивкове П.З. [28.], изучавшем историю «Авроры» и члене военного совета БФ, впоследствии Начальнике управления снабжения Морских сил Советского Союза, бывшем машинисте «Авроры» Куркове П.И. (1889-1938) [22.] [25.].С их арестами НКВД в 30-е годы и связывают пропажу вахтенного журнала «Авроры». И особо о нем не вспоминали.

Обращаясь к этим бурным событиям лишний раз понимаешь, что:

1.События 25–26 октября (7–8 ноября) 1917 года внятно и всесторонне так и не изучены (за столько лет!), обобщенных и доступных публикаций мало. Это приводит к очередному витку мифотворчества, особенно в свете благоприятной политической конъюктуры.

Да, результат качественных исследований может быть кому-то неприятен и непривычен, кто-то не захочет поступиться принципами, но это будет историческая правда, которой достойны наши  потомки, ведь:

Во-первых — многие из материалов 1917 года, использованных при подготовке этой статьи, уже не подлежат выдаче из фондов хранения по своей ветхости (некоторые газеты в Российской Национальной библиотеке мне с рук, издали, показывали).

Во-вторых — уже уходят из жизни те, кто застал непосредственных участников событий и может знать о деталях имеющих серьезное значение.

В третьих — в их учебники попадут не исторические анекдоты, а проверенная информация и строго обоснованные версии развития событий и очередная партия не будет переписывать историю страны.

2.На крейсере «Аврора» катастрофически мало внимания уделено столь привлекающему всеобщее внимание знаменитому выстрелу бакового орудия 25 октября (7 ноября)

1917 года и всему, что вокруг него происходило. Материалы явно требуют расширения экспозиции в т. ч. и с использованием современных технологий.

3.Наверное, кроме скромного музейного запроса  60-годов прошлого века, поиски в архивах НКВД-КГБ-ФСБ следов вахтенного журнала «Авроры» так и не проводились.

Не возглавить ли эту работу, используя свой опыт общения с архивами спецслужб, господину С.Н. Полторак? Возьмусь на общественных началах помогать от Флота.

И главное — крейсер «Аврора», несмотря ни на что, остается прекрасным, признанным всем миром, памятником  истории России.  

Данной статьей автор конечно же не претендует на абсолютную истину.

ПРИЛОЖЕНИЯ[править | править код]

Расположение кораблей Балтийского флота на Неве 25 октября 1917 г. (из [4.])[править | править код]

Ships neva oct.gif
  1. Аврора
  2. Самсон
  3. Амур
  4. Забияка
  5. Верный  
  6. Ястреб
  7. Хопёр
  8. Зарница
  9. Тральщик #15
  10. Тральщик #14

Полный текст письма команды крейсера «Аврора» в редакцию газеты «Правда» («Рабочий путь»)(№ 170(101), 27 октября 1917 г.):[править | править код]

Письмо в редакцию

    Ко всем честным гражданам города Петрограда от команды крейсера «Аврора», которая выражает свой резкий протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защитить и, если нужно умереть за свободу и Революцию от контр-революционеров.

    Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли г-да репортеры, что открытый бы нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только  Зимнего дворца, но и прилегающих к нему улиц. А разве это есть. Разве это не ложь, обычный прием буржуазной прессы забросать грязью и не основательностью фактов проишествий строить козни рабочему пролетариату. К вам обращаемся, мы рабочие и солдаты города Петрограда. Не верьте провокационным слухам. Не верьте им, что мы изменники и погромщики, а проверяйте сами слухи действительности. Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающих их к бдительности и готовности.

    Просим все редакции перепечатать.

Председатель судового комитета А.БЕЛЫШЕВ. Товарищ председателя П.АНДРЕЕВ.  

 Секретарь (подпись).

(примечание – орфография и пунктуация оригинала. В.Бочков.)

«Рабочая газета» № 196, четверг, 26 октября 1917 года:[править | править код]

Поздно ночью нам из Центрофлота нам сообщили, что в Неву вошли, помимо крейсера «Аврора» еще 4 миноносца и 1 учебное судно. С крейсера «Аврора» стреляли по Зимнему Дворцу холостыми снарядами; один же из миноносцев дал 2 выстрела по Зимнему Дворцу, не попав однако в цель. …было произведено несколько выстрелов, имевших целью разогнать наседавшие войска совета. Первый выстрел из Зимнего  дворца был произведен в 9 ½ час. вечера … По поводу артиллерийской стрельбы циркулировали слухи, что эта стрельба была произведена крейсером «Аврора» по Зимнему дворцу.

(примечание – это только часть текста.В.Бочков)

«Петроградская газета» № 252, воскресение, 5 ноября 1917 года:[править | править код]

ДНЕВНИК ПЕРЕВОРОТА

...тие крейсера «Аврора»

...9 ч. Вечера с вошедшего в воды

…крейсера «Аврора» и миноносцев

…обстрел Зимнего дворца. Предва-

…но было дано три холостых выстрела.

(примечание — … часть текста по ветхости не читаема.В.Бочков)

к стрельбе из орудий в ночь с 25-го на 26-ое октября

снаряды попали в Зимний дворец и в дома: на Демидовом пер.,

Гороховой ул., Забалканском пр., на второй роте измайловского полка.

Стрельба из орудий началась 25 октября с десяти часов вечера.

(примечание – это только часть текста.В.Бочков)

БИБЛИОГРАФИЯ[править | править код]

1.]Д. Хауз «Гринвичское время», МИР, Москва, 1983 г. (Derek Howse “Greenwich time and discovery of the longitude” Oxford University Press 1980) с. 58–68, 72–91, 99–112, 156, 162-165

[2.]И. А. Максимихин «Легендарный корабль», Молодая гвардия, Москва, 1977 г.

с. 11–12, 19–20, 55

[3.]Н.Н. Матусевич «Основы мореходной астрономии», Издание Управления начальника Гидрографической службы ВМФ», 1956 г.

с. 108, 118–120, 257–258, 270, 296-299

[4.]Ю.Г.Степанов И.Ф.Цветков «Эскадренный миноносец „НОВИК“», Судостроение, Ленинград, 1981 г. с. 151-154

[5.] А.И.Сорокин В.Н.Краснов «Корабли проходят испытания», Судостроение,

Ленинград, 1982 г. с. 85-87

[6.] «Санкт-Петербургские ведомости»  № 45 (818) от 6 ноября 2004 г. С.Н. Полторак «Зачем стреляла «Аврора»?» с. 6

[7.] А.Лукин «ФЛОТ (Записки морского офицера)» (Русские моряки в Великую войну 1914–1918 г.) т.1, Париж, 1934 год (?) с. 42–44, 46–47, 54, 56–57, 59,74–76, 78, 87–88, 109

[8.] «История развития морских вооружений», книга 1 — Развитие оружия отечественного флота в период 1700–1945 гг, Военное издательство, Москва, 1989 г. с. 16–20, 49–51, 58–60, 62–63, 86-89 Гриф СЕКРЕТНО (?!) снят Директивой НГШ ВМФ № 732/6/296 от 30.12.94 г.

[9.] А.А. Раздолгин  М.А.Фатеев «На румбах морской славы», Судостроение, Ленинград, 1988 г. с. 233-238

[10.] «Отечественная артиллерия — 600 лет» (под редакцией маршала артиллерии Г.Е. Передельского), Военное издательство, Москва, 1986 г. с. 123-124

[11.] Луиза Брайант «6 красных месяцев в России», публикация «Литературной газеты», использовалась вырезка

[12.] журнал «Новый мир» № 2 за 1966 г., с. 237 В.Кардин «Легенды и факты»

[13.] газета «Правда» («Рабочий путь») № 170(101), пятница, 9 ноября 1917 года (27 октября старого стиля), стр. 4

[14.] газета «Петроградские ведомости» № 122, воскресение, 29 октября 1917 года (11 ноября нового стиля)

[15.] газета «Петроградская газета» № 252, воскресение, 5 ноября 1917 года   (старый стиль)

[16.] газета «Рабочая газета» № 196, четверг, 26 октября 1917 года (старый стиль)

[17.] газета «Рабочая газета» № 198, суббота, 28 октября 1917 года (старый стиль)

[18.] газета «Рабочий и солдат» № 8–10, с 25 октября 1917 года по 28 октября 1917 года (старый стиль)

[19.] К.Т.Свердлова «Я.М.Свердлов», Издательство ЦК ВЛКСМ “Молодая гвардия”,1957 г. с. 349-350

[20.] «История ВКП (б).Краткий курс», 1938 г.

[21.] «История КПСС», Госполитиздат, 1962 г.

[22.]  «Боевой путь Советского ВМФ», Воениздат, Москва, 1974 г. с. 18, 27,36–39, 42, 137,

[23.] Каталог почтовых марок СССР. Главная филателистическая контора, Москва, 1958 г.

[24.] журнал «Яхтенный мир» № 7 за 2003 г., Друян Ю. А. «Последняя «Надежда» графа Люкнера»

[25.] Сборники воспоминаний (в т. ч. рукописных) моряков-авроровцев. (Филиал ЦВММ – крейсер «Аврора»), предоставленные директором филиала ЦВВМ Л.Д.Чернавиным

[26.] П.Д. Мальков «Записки коменданта Кремля», Воениздат, М., 1987 г. с. 45–51      

[27.] Б.Масленников «Морская карта рассказывает», Воениздат, М., 1986 г. с. 278

[28.] Материалы ЦВВМ, предоставленные начальником Научно-экспозиционного отдела С.В. Чернявским

электронные версии книг и статей:

[29.] Л.Д. Троцкий «История Русской Революции»

[30.] Главный маршал артиллерии Н.Н.Воронов  «На службе военной»

[31.] Л.Л. Поленов «Крейсер Аврора»

[32.] В.А. Каверин «Девять десятых судьбы»

[33.] Н.И. Старилов «Хроника революции»

[34.] В. Гинзбург  В. Пульвер «Cигналы точного времени», журнал «Радиолюбитель», 1927, № 2, с. 41, 42

[35.]  Liberty Live [17-07-03], Прага,  Петр Вайль, «Выстрел «Авроры»»

[36.]  Сергей Киселев «Киевские ведомости» № 246(2760) от 7 ноября.2002 г.

[37.]  Ю.М. Чернов «Судьба высокая Авроры»

[38.]  П.Е. Дыбенко «Из недр царского Флота к Великому Октябрю»

[39.] газета «Аргументы и факты» № 44(1253) от 3 ноября 2004 г.

[40.] газета «Советская Россия» № 141 (12612) от 4 ноября 2004 г.

[41.]  Ю.А. Пантелеев «Полвека на флоте»

[42.]  фон Тирпиц Альфред (Alfred von Tirpitz) «Воспоминания»

[43.]  7 октября 1917 г. — 4 апреля 1918 г.: Архив русской революции в 18 тт.

[44.]  Н.И. Невская «Забытые страницы истории Пулковской обсерватории»

[45.]  А.Жеглов, Д. Пленкин «Залп по Петербургу», еженедельный журнал «Итоги» № 4(294) январь 2002 г.

[46.]  Н.А. Ховрин «Балтийцы идут на штурм»

[47.] Материалы журнала «Калашников»