Материалы:Фильм о священниках-коллаборационистах выдвинут на патриаршью кинопремию

Материал из in.wiki
Перейти к навигации Перейти к поиску
Img129691.jpg

22.10.2008. Москва. На состоявшемся в Храме Христа Спасителя заседании Попечительского и Наблюдательного советов по изданию «Православной энциклопедии» Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй огласил список номинантов на учрежденную им премию в области киноискусства — сообщает Псковская Лента Новостей. В числе картин, претендующих на вручение патриаршьей кинопремии был назван фильм Владимира Хотиненко «Псковская Миссия», посвященный деятельности священников на территориях, оказавшихся в 1941-1944гг. под немецкой оккупацией.

Возможными претендентами могут оказаться проекты, о которых говорилось на заседании. Режиссер Владимир Хотиненко рассказал о работе над художественным фильмом «Псковская миссия»,— о подвиге православных священников на оккупированных фашистами территориях. Руководитель церковно-научного центра «Православная энциклопедия» сообщила о продолжении работы над художественным фильмом о митрополите Алексие, духовном наставнике Дмитрия Донского и о новом телесериале о трагедии юнкеров, расстрелянных при защите Кремля осенью 1917 года.

В своем интервью агентству «Интерфакс» Владимир Хотиненко сказал что его новая картина будет «первым фильмом о Церкви как о Церкви».  В каком именно свете предстанет перед зрителями сложная история Псковской миссии, можно узнать из следующих слов режиссера:

История Псковской миссии доселе, скажем так, оставалась неизвестной. Была организована миссия священников, человек 18, которые работали в оккупации, служили в храмах, то есть исполняли свои прямые обязанности. Естественно, когда немцы увидели, что эти священники на них не работают, они стали их арестовывать. На митрополита Сергия  вообще было организовано покушение, его убили. А потом пришла Красная армия и арестовала тех, кого не добили немцы. То есть это такая история между Сциллой и Харибдой, когда человек, исполняя свой долг, оказывается между молотом и наковальней.

экзарх Латвии и Эстонии митрополит Сергий (Воскресенский)

К сожалению, реальная история Псковской миссии несколько отличалась от нарисованного в процитированном выше интервью образа «духовного подвига» людей, которые «просто исполняли свой долг», находясь при этом под давлением оккупационной администрации.  Документы рисуют несколько иную картину. Так в докладной записке в НКГБ СССР «О положении Русской православной церкви на территории освобожденных районов Ленинградской области и использовании немцами церкви в антисоветских целях», составленной сотрудниками ленинградских органов госбезопасности в 1944 году, говорилось, что после оккупации Ленинградской и других областей Северо-Запада стали массово открываться церкви. «Фактической проверкой после освобождения районов установлено, что немцами было открыто в районах, не считая еще оккупированных Псковского, Палкинского и Островского, – 168 церквей»,— значится в документе. Направлял эту деятельность митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии митрополит Сергий (Воскресенский), резиденция которого находилась в Риге.

При этом немецкая оккупационная администрация не только не препятствовала деятельности Псковской миссии, но даже, напротив, оказывала ей всяческое содействие. Открытие миссии было широко освещено в немецких пропагандистских газетах. «На другой день 14 священнослужителей отправились в Псков как в центральный пункт восстанавливаемой в русских областях церковной жизни, – писала в августе 1941 года выпускаемая немецкими пропагандистами газета «Правда» (созданная по образцу главного печатного органа ЦК ВКП (б)   — Для поездки православных священнослужителей германское командование предоставило большой и комфортабельный автобус, снабженный даже электрическим освещением. Благодаря заботам германского командования православные священники, снабженные церковной утварью, облачением, запасом свечей, священными книгами и другими необходимыми для религиозной жизни предметами, совершат свое путешествие в освобожденные русские области для скорейшего восстановления богослужений во вновь открываемых православных храмах».

На оккупированной территории руководством миссии было создано девять благочинных округов. Назначение священников проводилось после тщательной проверки кандидатур, при этом важнейшим критерием отбора являлось враждебное отношение претендента на приход к советской власти. Немцы не только открывали церкви, но и оказывали миссии активную материальную поддержку. В докладной записке руководству НКГБ СССР приводятся, в частности, такие данные: «Гатчинский собор получил 100 тысяч рублей на восстановление из городского управления, священнику Апраксину немцы лично выдали 30 тысяч рублей и шесть дорогих церковных облачений». Разумеется эта помощь оказывалась не безвозмездно — немцы требовали от назначенных ими священников вести активную пропагандистскую работу среди населения оккупированных территорий. И те, в свою очередь, охотно шли на сотрудничество с оккупантами. Например, в статье, посвященной церемонии передачи немецким командованием церковных книг митрополиту Сергию, основанный Псковской миссией журнал «Православный христианин» в номере 8 за декабрь 1942 года писал: «Германия вправе рассчитывать на то, что верующий русский народ высоко оценит подвиги освободительной германской армии и во всем окажет ей лояльную, деятельную, жертвенную поддержку. В ответном слове высокопреосвященный экзарх, принимая церковные книги на сохранение и для употребления в храмах на русской земле, дал заверения в том, что чувство благодарности разделяют с ним все православные русские люди, как уже освобожденные от советского ига, так и все еще под ним томящиеся. Это чувство вновь побудит их молиться о поражении большевиков и честно, усердно, жертвенно помогать германцам».

Кроме того целый ряд священников миссии напрямую сотрудничал с немецкой разведкой, предоставляя  для нее доклады о настроениях населения на оккупированных территориях, выявляя противников нацистов и лиц, связанных с партизанами и подпольем. «Тайна исповеди»  при этом активно нарушалась. Циркуляром № 714 от 9 июня 1943 года управление миссии предписывало всем благочинным: «Представить в управление миссии сведения следующего характера: охарактеризовать популярность власовского движения, отношение к нему местного населения. Сделать сопоставления между отношением населения к власовскому движению и к партизанам». Многие священники, отказывавшиеся молиться за здравие Гитлера и призывавшие прихожан сопротивляться проводимой немцами насильственной эвакуации были расстреляны по доносам иерархов «Псковской миссии», таких как священник Аммозов, указавший гестапо на гатчинского настоятеля отца Александра Петрова. Архимандрит Серафим (в миру — Стефан Проценко), ранее осуждавшийся советскими органами госбезопасности на 5 лет за контрреволюционную деятельность, выдал СД группу своих прихожан, собиравших одежду и продукты питания для партизан. Впоследствии он вступил в ряды вермахта и стал полковым священником немецкой 18-й армии -  по материалам сайта «Невское время»

Лучше всего деятельность «Псковской миссии» характеризует цитата из проповеди, произнесенной благочинным Луги Николаем Заболоцким во время торжественного молебна в честь годовщины начала вторжения немецких войск на территорию СССР:

«Благоденственное, мирное житие, здравие, по всем благое поспешение на врага, победу подай, Господи, вождю народа германского Адольфу Гитлеру, освободившему нас от тирании нечестивых людей, военачальникам армии германской и сохрани их на многая лета»

Ответом ему стали гневные слова из обращения «Осуждение изменников Вере и Отечеству», подписанного митрополитом Московским и Коломенским Сергием, митрополитом Ленинградским Алексием, митрополитом Киевским и Галицким Николаем и многими другими священнослужителями высокого церковного сана. В нем было сказано:

«Иудино предательство никогда не перестанет быть иудиным предательством. Святая Православная церковь, как русская, так и восточная, уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы сегодня, собравшиеся во имя Отца, Сына и Святаго Духа, подтверждаем это осуждение и постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма как противник Креста Господня да числится отлученным, а епископ или клирик – лишенным сана»