Визель, Михаил Яковлевич

Материал из in.wiki
(перенаправлено с «Михаил Визель»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Михаил Визель — крайний справа (фото 2017 г.)

Ви́зель, Михаи́л Я́ковлевич — журналист, писатель и литературный критик, автор книги «Создатель», посвящённой Антону Носику и истории Рунета. Переводчик с итальянского и других языков. Главный редактор портала «Год литературы» (проект «Российской газеты»). Аккаунт в ЖЖ Профиль пользователя vieselviesel (по состоянию на 2024 г. активен).

Места работы[править | править код]

Лента.ру, Российская газета и многое другое. К Носику пришёл в 1999 году по объявлению о найме в Ленту.ру, которое Носик послал в ЕЖЕ-лист (в ЕЖЕ-листе сам не был, друзья передали).

Книга «Создатель»[править | править код]

Написал биографическую книгу о Носике после его смерти в связи с тем, что обещал это ему при жизни. Книга наполовину получилась про историю Рунета, так биография Носика тесно с ней связана. Краткое изложение книги в части биографии Антона Носика (под титулом «отец Рунета») см. в статье Антон Носик.

Утверждает, что при наличии спонсора может написать аналогичную книгу про Глеба Павло́вского.

Художественные образы Михаила Визеля[править | править код]

Как хороший писатель и выпускник Литературного института имени Горького (на Тверском бульваре), Визель часто передаёт через художественные образы важные вехи развития Рунета. Приведём примеры таких образов в его книге «Создатель».

  • Аллюзия на Станислава Лема (с. 118): "То, что прославило Антона Носика, началось во второй половине девяностых. Но родилось — одновременно с ним, в середине шестидесятых. В начале, как водится, было слово, и слово это было «Поехали!». Ошеломившие весь мир успехи советской ракетно-космической программы поставили перед «RAND Corporation», американским «мозговым центром» времён холодной войны, нетривиальную задачу: придумать, как сохранить управляемость страны, оказавшейся под ядерным ударом. То есть — как выстроить надёжную коммуникационную сеть, способную функционировать даже при потере или отключении значительной части оборудования. По сути, американским стратегам пришлось решать ту же задачу, что и героям Станислава Лема, изобретателям Трурлю и Клапауцию, когда они мастерили неуязвимого зверя для охотничьих забав короля Жестокуса. Те постановили: «...проще всего было бы создать чудовище, лишённое жизненно важных центров. Хоть рассеки его на части, они опять срастутся». Рассказ «Какую услугу оказали Трурль и Клапауций царю Жестокусу» был опубликован в 1965 году. Но годом раньше «RAND» пришла к такому же выводу: сеть должна быть децентрализована, автономна в своих частях и способна сама на ходу переконфигурироваться".
  • Крылья птиц и летучих мышей (с. 121): "В отличие от тампакса и «Макдоналдса», бесконечного дневного телемыла и вездесущей наружной рекламы, кредитных карточек, мужского и женского глянца, — Интернет не хлынул в Россию сразу после падения железного занавеса в виде готового коммерческого продукта, а нарастал постепенно, практически одновременно с США и существенно опережая европейские страны. Что и неудивительно: он же вырос из военных систем связи, а здесь у США и СССР в целом соблюдался паритет. Хотя, конечно, паритет этот был скорее гомологический — решение схожих задач достигалось совершенно разными способами, как крылья птиц и летучих мышей по-разному создают подъёмную силу — перьями или кожаными перепонками. Чем и объяснялось заметное отставание развития домашнего Интернета в России от бурного роста в научных центрах. И вообще «особый путь» русского Интернета."
  • Титаны и Герои Рунета (с. 138): "Подобно всякому новому миру, Рунет создали Титаны и Герои. Титаны Рунета, как и положено титанам, жили до начала времён и создали Интернет как физическую сущность — протянули первые провода, собрали первые сервера, сделали первые кодировки для кириллицы. Аркадий Волож, Дмитрий Крюков, Максим Мошков, Валерий Бардин, Андрей Чернов, Алексей Солдатов, Вадим Антонов. Имена большинства из них мало что сейчас говорят непосвящённым, потому что эти Титаны были, в сущности, скромными технарями, и мало у кого из них, как у Воложа, прорезалась бизнес-хватка, позволившая им стать медиамагнатами. Или создать нечто настолько своё, и при этом общепонятное, чтобы стать брендом, как Мошков" ... " ... "Так, не очень сами понимая, что и зачем они делают, компьютерщики стали провайдерами. После чего по созданным ими соединениям пришли Герои. С точки зрения Титанов, они пришли на всё готовое. И вообще, они — никто; так, наросшая на медных проводах Титанов плесень. Но в своей собственной системе координат Герои пришли в вакуум — начали с нуля и создали контент" ... "Прометей принёс огонь людям. И те стали варить на нём суп. Герои же научили людей делать на Интернете деньги. И это была смена эпох. Чтобы понять разницу между Титанами и Героями, достаточно сравнить двух одногодков — Максима Мошкова и Сергея Кузнецова. Первый, создатель фундаментальной библиотеки своего имени и, вероятно, лучший русский веб-программист, 23 года проработал в НИИ Системных исследований АН, лишь в 2013 году уйдя на «вольные хлеба». Он живёт в одном из подмосковных городов-спутников, до сих пор сохранил любовь к песням М. Щербакова, горным лыжам, байдарочным походам и сохраняет ассоциирующийся с ними имидж советского инженера. Второй, основатель одной из самых успешных «фабрик по производству контента», — классический бульвардье, и внешне, и по образу мыслей. В недавнем прошлом — непременный участник столичной клубно-концертной жизни, а сейчас — парижский житель и даже escrivan. Антон Носик — одногодка Мошкова и Кузнецова. И многие воспринимали его именно как Титана — того, кто был от начала времён" .. "Но всё же, будучи во многом — Титаном, он оказался одновременно и Героем, который научил русских людей Интернету как бизнесу".
  • Поисковики как рок-группы или корабли Петра I (с. 248): М. Я. Визель выводит смысловой «момент возникновения Рунета» от запуска поисковика «Рамблер» 8 октября 1996 года, в день 26-летия его создателя Дмитрия Крюкова. По словам автора, «именно поисковик превращает техническую „информационно-коммуникационную сеть «Интернет»“ в живой цивилизационный феномен». Западные поисковики, появившиеся до «Рамблера», не понимали кириллицу. «Появление полностью отечественного поисковика можно сравнить с появлением первой русскоязычной рок-группы. Или скорее — со спуском на воду Петром I первого русского многопалубного корабля» ... Здесь же Визель сравнивает ранние «Рамблер» и «Яндекс»: "истории «Яндекса» и «Рамблера» до какого-то момента развивались параллельно, как истории, скажем, «Beatles» и «Rolling Stones»".
  • «Средневековые писцы, впервые увидевшие печатный пресс» (с. 249): "Утверждение «поиск сделал Интернет Интернетом» кажется сейчас публицистическим преувеличением; но те, кто помнит свои ощущения от «юзанья Интернета» второй половины девяностых, согласятся: да, так оно и было. В подтверждение я вскрою очередную «капсулу времени». В октябрьском номере «Иностранной литературы» за 1999 год, в выросшей из реферата диссертации статье «Гипертексты по ту и эту стороны экрана» я писал — в порядке ликбеза для читателей толстого литературного журнала: «Приведу пример принципиально новых возможностей Сети. Однажды мой друг, переводчик фильмов, попросил меня найти, откуда именно взята английская цитата Шекспира, которой не нашлось в известном всем переводчикам Словаре цитат. Я ввёл в окошко поисковой системы AltaVista четыре слова и мгновенно получил ответ: эти слова встречаются вместе и в такой последовательности только в одном документе: комедии Шекспира “Мера за меру”, акт III, сцена 1. Причём пришёл этот ответ откуда-то из Австралии, где неведомый альтруист “набил” в компьютер полное собрание сочинений Шекспира». Сейчас это кажется самоочевидным — ну да, нагуглил цитату Шекспира; а что тут такого? Но в 1996–1999 годах, когда ещё не было слова «нагуглить (потому что поисковиком «по умолчанию» был не только-только открывшийся Google, а позабытая ныне AltaVista), люди, привыкшие любовно собирать толстенные справочники на все случаи жизни («Не экономьте на словарях!» — учил на переводческом семинаре Литинстута наш мастер Е. М. Солонович), чувствовали себя средневековыми писцами, впервые увидевшими печатный пресс. Никаких онлайн-магазинов, блогов и мессенджеров ещё не было. Но интернет-революция, «о необходимости которой всё время говорили большевики», уже свершилась. И казалась сродни революции гутенберговой. При этом, чего уж совсем нельзя было ждать от порождения капиталистического Запада, — она действительно оказывалась революцией коммунистической! Подумать только: кто-то на другом конца света просто так, из любви к человечеству, взял и набрал руками всего Шекспира! Вот он, новый мир — не из пыльных советских учебников «научного коммунизма», а из новёхоньких американских компьютеров! И дверьми в этот новый мир стал именно интернет-поиск."
  • Газовый гигант и наполеоновская армия (с. 266): "Вхождение самого Антона Носика в разреженную атмосферу газового гиганта по имени «Рамблер» произошло ранней весной 2001 года, в период острого стратегического кризиса, когда «Рамблер» напоминал наполеоновскую армию «двунадесяти языков» – несколько ярко выраженных и резко отгороженных команд, ведомых топ-менеджерами, бывшими программистами, которые никак не могли между собой договориться, как заносчивые наполеоновские маршалы, ставшие герцогами и королями, но оставшиеся, в сущности, простыми рубаками. И в этих условиях Хуако при молчаливом согласии Васильева принимает отчаянное решение – привлечь в качестве третейского судьи человека как бы со стороны, но при этом всё про всех знающего и не лезущего в карман за собственным мнением, то есть Антона Носика."

«Красной линией» через книгу проходят также и библейские образы.

Ссылки[править | править код]